«Наша задача – обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства в сфере обращения с ТКО». Интервью с прокурором Пензенской области Натальей Канцеровой

О роли региональной прокуратуры в реализации мусорной реформы на территории Пензенской области изданию «Пенза-Обзор» рассказала ее руководитель Наталья Канцерова.

—  Наталья Евгеньевна, здравствуйте! Благодарим Вас за то, что нашли время в своем плотном графике для ответа на наши вопросы.

— В России с начала этого года стартовала так называемая мусорная реформа, цель которой состоит в поэтапной перестройке системы обращения с бытовыми отходами ради улучшения экологической обстановки в стране. Какую роль играет прокуратура в реализации данной реформы на территории нашего региона?

— Наша задача — обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства в названной сфере, поэтому мы активно участвовали в разработке региональных актов, связанных с введением в Пензенской области новой системы обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы (ТКО).

Благодаря совместной с органами региональной власти работе были определены правовые основы деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, утвержден порядок их накопления, порядок осуществления регионального контроля за тарифами, своевременно отменены или изменены нормативные акты по вопросам утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

С 2016 года прокуратурой области осуществлялось постоянное сопровождение разработки Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, и внесения в нее изменений. Ее проект неоднократно возвращался нами на доработку по причине несоответствия федеральному законодательству.

После неоднократного прокурорского вмешательства в 2018 году принята региональная программа «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области на 2018 — 2027 годы».

— Это как-то повлияло на готовность нашего региона к реализации мусорной реформы?

— К сожалению, да. Затягивание сроков разработки Территориальной схемы несколько задержало проведение отбора региональных операторов по обращению с ТКО и заключение с ними соглашений. Однако после того, как нам удалось добиться внесения в Территориальную схему ряда необходимых изменений, 14 мая 2018 года конкурсный отбор региональных операторов по обращению с ТКО был объявлен.

Но и актуализированная Территориальная схема не учитывала все необходимые требования законодательства, поэтому потребовалось принятие нами мер реагирования, включая ее оспаривание в судебном порядке.

Региональное Правительство согласилось с нашими доводами и добровольно ее скорректировало.

В настоящее время Управлением ЖКХ и ГЗН Пензенской области проводятся мероприятия по актуализации Территориальной схемы. Эта работа находится на контроле прокуратуры области.

— Выступала ли областная прокуратура инициатором каких-либо законодательных инициатив в части реализации мусорной реформы на территории Пензенской области?

— Безусловно. Благодаря нашим инициативам новая Стратегия социально-экономического развития на период до 2035 года, утвержденная в апреле текущего года, включает мероприятия по сокращению твердых коммунальных отходов. Кроме того, по нашей инициативе региональным Правительством приняты меры к изменению Схемы территориального планирования области в части размещения объектов по обращению с ТКО.

— Мусорная реформа привела к пересмотру тарифов за вывоз ТКО в сторону увеличения. Как прокуратура оценивает обосновать установленных расценок?

— Обоснованность тарифов нами подробно изучалась. Включения в них экономически необоснованных расходов, а также использования недостоверных сведений для установления завышенных цен выявлено не было. Однако в ходе проверки с участием регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ и привлечением специалистов Госжилстройтехинспекции области прокурорами выявлялись многочисленные нарушения при начислении управляющими организациями платы за содержание и ремонт жилья.

— В чем они заключались?

— В нарушение действующего законодательства отдельными управляющими компаниями из платы за содержание жилого помещения не была исключена стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации твердых коммунальных отходов.

Такие недостатки в деятельности управляющих организаций выявлены прокурорами Ленинского, Октябрьского, Железнодорожного и Первомайского районов г. Пензы, ЗАТО г. Заречный.

К примеру, прокурором Октябрьского района г. Пензы установлено, что ООО «Жилищно-эксплуатационная компания № 2» не исключило с 1 января 2019 года плату по сбору и вывозу ТКО из платы за содержание жилого помещения, что повлекло двойное её начисление жителям 21 многоквартирного дома, находящегося в управлении общества. В связи с нарушением лицензионных требований директор общества по постановлению прокурора района привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. В итоге жителям произведен перерасчет платы по статье «содержание и ремонт» за январь и февраль 2019 года на общую сумму более 93 тыс. рублей.

Жители области в последнее время все чаще жалуются на несвоевременный вывоз мусора. Прокуратура фиксирует подобного рода нарушения со стороны регоператоров и органов местного самоуправления?

— Да, такие случаи, к сожалению, имеют место.

По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации мы провели проверки состояния законности при размещении ТКО.

В деятельности региональных операторов и операторов по обращению с ТКО на территории г. Пензы, Бессоновского, Каменского, Сердобского, Спасского и некоторых других районов области прокуроры выявляли нарушения периодичности вывоза отходов. К примеру, представления об устранении таких нарушений вносились руководителям ООО «Управление и благоустройство», ООО «Вторма+» и МУП «ПрофКомСервис». По результатам их рассмотрения регоператорами приняты соответствующие меры.

Важную роль в правильной организации сбора, вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов играют муниципалитеты. Есть ли претензии у вашего ведомства к местным властям?

К сожалению, есть у нас претензии и к муниципалитетам. Прокуроры продолжают выявлять факты ненадлежащего осуществления ими полномочий по участию в деятельности по обращению с отходами.

Например, в Белинском, Вадинском, Иссинском, Мокшанском и многих других районах отсутствовали нормативные правовые акты, устанавливающие схемы размещения площадок, и реестры мест накопления твердых коммунальных отходов. С целью устранения нарушений прокуроры этих районов внесли в органы местного самоуправления 139 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены. Вместе с тем, контрольная проверка показала, что не все принятые нормативные правовые акты, регулирующие порядок размещения отходов, соответствовали требованиям законодательства. В связи с чем мы принимаем меры реагирования для приведение их в надлежащий вид.

— Вы сейчас затронули очень важную тему, связанную с размещением площадок для сбора мусора.  В связи с этим хотел бы уточнить у Вас, всегда ли местные власти устанавливают в населенных пунктах достаточное количество контейнеров для сбора ТКО и выявлялись ли нарушения в обустройстве контейнерных площадок?

— Мы считаем работу некоторых муниципальных образований в этой части недостаточной. Прокуроры ряда районов уже приняли меры к устранению таких нарушений.

Например, в р. п. Земетчино в ходе прокурорской проверки было установлено, что число контейнеров и их расположение не способны покрыть потребность населения в услуге по сбору и вывозу ТКО. В связи с чем жители улиц Первомайской, Пионерской, Володарского и Островского фактически были лишены возможности получать указанные услуги в полном объёме. Люди были вынуждены вывозить мусор самостоятельно либо складывать его на площадках, отдалённых от домовладений.

По результатам прокурорской проверки удалось добиться устранения выявленных нарушений.

В других районах такие нарушения также имеют место. В связи с бездействием органов местного самоуправления по обустройству контейнерных площадок Каменским межрайонным прокурором и прокурором Лопатинского района в суд направлены соответствующие исковые заявления.

Нами также проведены проверки соблюдения требований СанПиНа в отношении обустройства имеющихся контейнерных площадок. Нарушения, конечно, выявлялись. К примеру, в Вадинском районе прокурор установил, что такие площадки не ограниченны бордюром и зелеными насаждениями по периметру, часть мест накопления мусора не имеет бетонного или асфальтового покрытия. По итогам проверки главе администрации Вадинска было внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое находится на рассмотрении.

— А каким образом возможно решить вопрос складирования мусора, если установка контейнерных площадок невозможна (к примеру, в сельской местности, в местах плотной жилой застройки)?

— В данном случае гражданам, лишенным возможности складировать отходы в контейнеры или бункеры, регоператоры должны предоставлять пакеты или иные емкости для складирования ТКО. Такая обязанность регоператоров зафиксирована в пп. «в» п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

Кстати, такого рода нарушения были выявлены прокуратурой на территории всех муниципальных образований, входящих в Восточную зону Пензенской области, обслуживаемую филиалом ООО «Экопром». Директору организации внесено представление, которое в настоящее время находится на рассмотрении.

— И в завершение нашей беседы хотел бы спросить Вас о такой острой проблеме, как несанкционированные свалки. Какие меры предпринимаются прокуратурой для их устранения?

— Вы правы. Эта проблема действительно очень актуальна. Проведенные прокурорами районного звена в 2018-2019 гг. проверки показали, что органами местного самоуправления ненадлежащим образом осуществляется участие в деятельности по обращению с отходами.

К примеру, прокурором Земетчинского района установлено, что администрация р.п. Земетчино самоустранилась от участия в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов, в результате чего на территории р.п. Земетчино образовалась несанкционированная свалка. В этой связи главе комитета местного самоуправления сельсовета внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, несанкционированная свалка ликвидирована.

На аналогичные нарушения реагировали прокуроры г. Кузнецка, Кузнецкого, Лопатинского и других районов.

Прокурор Никольского района в судебном порядке потребовал обязать органы местного самоуправления трех сельсоветов принять меры к ликвидации несанкционированных свалок на их территориях. Один из исков на днях судом удовлетворен, два других находятся на рассмотрении.

— Наталья Евгеньевна, благодарим Вас за интервью нашему изданию. Уверен, что активная позиция прокуратуры Пензенской области станет одним из ключевых факторов, способствующих успешной реализации мусорной реформы на территории нашего региона.

12345 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Как вам новость?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *