Третьего декабря в России отмечается День юриста. Издание «Пенза-Обзор» представляет вниманию читателей приуроченное к праздничной дате эксклюзивное интервью с председателем Пензенского областного суда Виктором Трифоновым.
— Виктор Николаевич, здравствуйте! Спасибо, что нашли время для встречи. Третьего декабря все юристы России отмечают свой профессиональный праздник. Как он пройдет у пензенских судей?
— На то он и профессиональный, чтобы проводить его на работе. По четвергам в областном суде проходят заседания коллегии по административным делам. На третье декабря запланировано рассмотрение 28 дел. Также состоятся и другие назначенные заседания.
Я же, в свою очередь, хочу поздравить всех юристов с праздником, пожелать успехов в работе, профессионального роста и, конечно же, крепкого здоровья, особенно в сегодняшнее непростое время.
— Присоединяюсь к поздравлениям! Как пандемия повлияла на работу судов?
— Как и все другие государственные органы власти, суды оперативно перешли на работу в условиях пандемии. С её начала и по сей день правосудие осуществляется с учетом особенностей санитарно-эпидемиологической обстановки. Судебная система быстро адаптировалась к изменениям в социальной жизни. Электронные технологии дали возможность продолжать нашу работу. Документы принимаются в электронном виде и посредством почтовой связи.
Граждане стали активнее пользоваться ресурсом ГАС «Правосудие», направлять процессуальные документы через раздел сайта «Подача процессуальных документов в электронном виде». В режиме видеоконференцсвязи проходят судебные заседания и другие мероприятия, к примеру, обучающие семинары, конференции.
В зависимости от сложности эпидемиологической ситуации, ограничивается доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов по рассматриваемым делам. Все посетители обязаны проходить температурный контроль, при наличии температуры 37 градусов и выше, допуск в суд ограничен.
Обязательно ношение масок, санитарная обработка рук антисептическим средством. В течение дня в помещениях суда проводятся влажная уборка, залы судебного заседания обеззараживаются бактерицидными лампами. Раз в неделю осуществляется дезинфекция специальными средствами.
— Продолжая тему коронавируса, стоит отметить, что в апреле текущего года вступил в силу закон, устанавливающий административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Сколько человек в совокупности было наказано за нарушение режима самоизоляции?
— С апреля по сентябрь 2020 года за невыполнение правил поведения в период введения режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне ЧС, административному наказанию подвергнуто 4 118 лиц, из них 12 –предприниматели без образования юридического лица. Наказание в виде предупреждения назначено 2 852 лицам, 1 266 человек оштрафованы на общую сумму более 1 млн рублей.
— В начале текущего года судейское сообщество региона подвело итоги своей работы за 2019 год. О чём говорят цифры?
— Судебная статистика показывает объём проделанной работы по отправлению правосудия, восстановлению нарушенных прав граждан, защите интересов общества и государства.
Так, федеральными и мировыми судьями в 2019 году рассмотрено по первой инстанции 188 000 гражданских дел и дел, возникающих из административных правоотношений; 7 128 уголовных дел в отношении 7 322 лиц; более 75 000 дел об административных правонарушениях, а также значительное количество материалов в порядке судебного контроля и исполнения судебных решений по гражданским и уголовным делам.
— В Вашем докладе, в частности, содержалась информация об увеличении количества поступивших на рассмотрение дел. Чем вызвана такая ситуация?
— Да, действительно, в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилось количество поступивших и рассмотренных в областных судах дел. Однако тенденцию к увеличению числа поступающих дел мы наблюдаем ежегодно.
Во-первых, это говорит о доверии граждан к судебной власти, всё чаще за защитой своих нарушенных прав они обращаются именно в суд. Растёт правосознание в обществе.
Во-вторых, это активное изменение действующего законодательства.
В-третьих, экономический фактор, который подразумевает снижение платежеспособности субъектов экономической деятельности.
Наибольшее количество рассмотренных гражданских дел в абсолютном и процентном отношении составили дела о взыскании сумм по договору займа и кредитному договору – 55 тысяч или 40,1%. Их количество по сравнению с 2018 годом увеличилось на 22%. Всегда радует, когда мы наблюдаем спад дел той или иной категории.
К примеру, в 2019 году на 22,6% уменьшилось количество трудовых споров. Это значит, что работодатели стали меньшие нарушать закон и внимательнее относится к своим подчинённым. Суды рассмотрели 3 784 дел, 82% из них составили дела об оплате труда. В пользу работников судами взыскано 83 млн руб.
— Получается, что нагрузка на судей также выросла?
— Безусловно. Она растёт ежегодно и это общероссийская тенденция. Но, несмотря на увеличение служебной нагрузки, дела рассматриваются оперативно и в установленные законом сроки.
Кстати, весьма любопытно в этом отношении исследование Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы, результат которого опубликован в октябре.
По большинству показателей деятельность судей в Российской Федерации эффективнее, чем в других государствах. Средний срок рассмотрения гражданских дел у нас составляет 50 дней, для сравнения: в Германии — 220 дней, во Франции – 420, в Италии – 527. Административные дела российские судьи рассматривают в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня.
Отмечена и эффективность современных цифровых технологий в наших судах. Уровень их применения в уголовном судопроизводстве более чем в два раза выше среднеевропейского. Электронное правосудие стало особо актуальным и доступным в период пандемии.
— В первом полугодии 2020-го тенденция к увеличению числа рассматриваемых дел сохранилась?
— Да, по некоторым категориям дел. За шесть месяцев 2020 года районные и мировые судьи по первой инстанции рассмотрели более 92 000 гражданских дел и дел, возникающих из административных правоотношений, более 38 000 дел об административных правонарушениях. За аналогичный период прошлого года – более 75 000 и более 36 000 соответственно. Количество уголовных дел осталось на прежнем уровне.
— Хотел бы отдельно затронуть тему подростковой преступности. Она всегда в центре пристального внимания правоохранительных органов. Часто ли пензенские судьи рассматривают дела, фигурантами которых являются несовершеннолетние граждане?
— К сожалению, да. За последние три года наблюдается рост привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних. В 2017 году было осуждено 107 человек, в 2018 году – 136, в 2019 году – 142 подростка. В первом полугодии 2020 года осуждено уже 43 несовершеннолетних.
Чаще всего подростки совершают кражи, грабежи, угоны. Как показывает анализ факторов, формирующих антиобщественное поведение несовершеннолетних, в основе судимости продолжает лежать безнадзорность несовершеннолетних: каждый второй осужденный подросток воспитывался в неполной семье; каждый третий нигде не работал и не учился; 8% осужденных совершили преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Бич сегодняшнего времени – преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Молодые люди, причём и из обеспеченных семей, идут на преступления, не задумываясь о последствиях.
Как правило, в суде они раскаиваются, рассчитывают на небольшой срок, надеются на условное наказание. Зачастую они не считают, что совершили преступление, тем более особо тяжкое. Они же не наркоманы, просто взяли сверток и положили в другое место. Но закон суров в отношении наркосбытчиков. Даже для подростков, совершивших впервые покушение на незаконный сбыт наркотических средств, предусмотрено строгое наказание – до 10 лет лишения свободы.
— Как изменилась работа Пензенского областного суда и нижестоящих судов после того, как начали функционировать апелляционные и кассационные суды?
— Создание экстерриториальных кассационных и апелляционных судов явилось одним из важных элементов продолжения судебной реформы и, я уверен, положительно отразится на мнении граждан об объективном и независимом правосудии в нашей стране.
Что же касается изменения работы судов региона, то, наверное, первая проблема, с которой мы столкнулись – кадровая. В октябре прошлого года практически сразу восемь пензенских судей были назначены в вышестоящие инстанции. Образовались вакансии, процедура назначения новых судей длительная. Объём работы не снижался. Судьям в этих судах приходилось рассматривать ещё большее количество дел. И без того высокая нагрузка увеличилась в разы. Но по мере опубликования указов Президента РФ о назначении судей, в судах нашей области ситуация стабилизировалась.
С другой стороны, отрадно, что во вновь образованных судах осуществляют правосудие немало наших пензенских коллег. Это грамотные, высокопрофессиональные судьи с большим опытом работы.
Кстати, относительно недавно, 15 октября, ещё один судья областного суда Елена Владимировна Репина назначена судьёй Второго кассационного суда, расположенного в Москве.
— В условиях непростой эпидемиологической ситуации судейскому сообществу региона всё-таки удалось провести очередную конференцию. Какие темы были затронуты?
— Это была отчётно-выборная конференция судей области. Она проходит раз в четыре года. Председатели органов судейского сообщества области выступили с подробными докладами о проделанной работе, которую положительно оценили делегаты конференции. Затем были избраны новые составы регионального совета судей, квалификационной коллегии и экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи.
— Насколько многочисленно сейчас судейское сообщество региона?
— Согласно штатной численности в районных и городских судах работают 168 федеральных судей, в Пензенском областном суде — 43, в Арбитражном суде – 35, а также 76 мировых судей.
— Можете ли Вы описать среднестатистический портрет служителя Фемиды в Пензенской области?
— Несколько лет назад один из заместителей председателя Верховного суда РФ на встрече с нашими судьями, окинув взглядом присутствующих в зале, отметил, что в Пензе, как и во всей России, у правосудия женское лицо. Женщин-судей у нас больше, чем мужчин, среди районных – на 64%, мировых – на 72,5%. Средний возраст судей – 40-50 лет.
Но главное, что всех их объединяет – это беззаветное служение закону и любовь к выбранной профессии. Возможно, кому-то такое утверждение покажется излишне пафосным, но я убежден, что наши судьи – яркий пример профессионализма и порядочности. Это большие интеллектуалы, думающие и масштабно мыслящие люди, с высокой степенью ответственности и чувством справедливости.
— Согласны ли Вы с утверждением некоторых юристов, что в судейском сообществе должно быть больше «гражданских», то есть обычных практикующих юристов и адвокатов?
— В судейском сообществе должны быть грамотные и высокопрофессиональные юристы. И не важно «гражданский» это, как вы говорите, юрист или ещё какой-то.
Любой кандидат проходит жёсткий отбор сначала при сдаче экзамена, потом – в квалификационной коллегии. В этих двух органах судейского сообщества помимо судей работают и представители общественности, которые также принимают решение относительно кандидатов. И окончательный «вердикт» о назначении судей принимают не судьи. Кандидатура мирового судьи должна быть одобрена Законодательным собранием, а федерального судью своим Указом назначает Президент Российской Федерации.
— В этом году мировая юстиция отмечает своё двадцатилетие. Как Вы оцениваете её роль в становлении судебной системы современной России?
— Это был революционный шаг. Причем в нашем регионе мировые судьи заработали в числе первых. Всеми законодательными и организационными вопросами, совершенно новыми на тот момент, пришлось заниматься, в первую очередь, Виктору Александровичу Терехину, возглавлявшему областной суд и Александру Константиновичу Филину — начальнику управления Судебного департамента.
Они работали и решали возникающие проблемы в тесном сотрудничестве с губернатором области, председателем Законодательного собрания. Благодаря им мировая юстиция заработала и продолжает работать качественно.
Сегодня, спустя 20 лет, очевидно, что этот институт состоялся, обеспечил возложенные на него функции по доступности правосудия, оперативному, законному и обоснованному разрешению споров. Сейчас, я думаю, ни у кого нет сомнений, что решение о возрождении в России института мировых судей было верным.
— Ну и напоследок хотелось бы задать несколько вопросов личного характера. Уверен, что для наших читателей эта часть интервью будет не менее интересной. Как проходит Ваш обычный рабочий день?
— Каждый мой день не похож на другой и обычным его назвать сложно. Ежедневно приходится решать различные, необычные и нетипичные вопросы. Даже не замечаешь, как проходит время. Хотя для каждого руководителя этот режим работы является номинальным, у него нет установленного времени. Работа – это круглосуточно. Если и не находишься в суде, то в мыслях всё равно «прокручиваешь» рабочие моменты.
— Есть ли у Вас настольные книги?
— Вот уже почти 35 лет настольной книгой для меня является Уголовный кодекс РФ. Всем рекомендую иметь его под рукой и почаще задумываться о том, что такое хорошо и что такое плохо.
— Остаётся ли у Вас время на семью, отдых и хобби?
— Конечно, но не настолько много. Мои родные уже привыкли и относятся к моей занятости с пониманием. Пока ты можешь принести пользу государству, обществу, да хоть одному человеку, то надо делать всё возможное.
— Виктор Николаевич, благодарим за интервью нашему изданию. Желаем дальнейших успехов на посту председателя Пензенского областного суда.
Подпишитесь на «Пенза-Обзор» в Telegram, Яндекс.Новости и Google News.