Об итогах работы судебной системы региона за 2020 год и других актуальных вопросах в интервью изданию «Пенза-Обзор» рассказал председатель Пензенского областного суда Виктор Трифонов.
— Виктор Николаевич, добрый день!
— Здравствуйте, Рамиль!
— С какими результатами суды Пензенской области завершили 2020 год?
— Несмотря на все сложности, связанные с пандемией коронавируса, в 2020 году судебной системе региона удалось обеспечить высокое качество отправления правосудия.
Если говорить об уголовных делах, то по итогам прошлого года судами Пензенской области их было рассмотрено 6 888. Причем это количество уменьшилось на 3,4% по сравнению с 2019 годом (7 128).
Оправдательные приговоры районными и мировыми судьями области вынесены в отношении 7 лиц.
Эффективно применялись судами для рассмотрения несложных уголовных дел нормы, предусматривающие возможность освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа лиц, впервые совершивших преступление небольшой и средней тяжести при условии возмещения виновным причиненного преступлением ущерба или иным образом заглаживания вреда. Они применялись районными судьями в 2020 году в отношении 149 лиц (в 2019 году — 114); мировыми судьями были прекращены уголовные дела с назначением судебного штрафа и освобождением от уголовной ответственности в отношении 112 человек (в 2019 году — 77).
— Получается, что эти нормы направлены на гуманизацию уголовного судопроизводства?
— Безусловно. Я скажу даже больше: правосудие в России отправляется в духе гуманности и справедливости. Эта тенденция в новейшей истории нашего государства четко прослеживается, и, я уверен, будет только усиливаться во имя общего блага.
— К кому ещё суды стали мягче?
— К тем, в отношении кого избирается мера пресечения. Решая вопросы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока ее действия, суд обязан в каждом случае обсуждать возможность применения в отношении лица иной, более мягкой, меры пресечения вне зависимости от наличия ходатайства об этом сторон, а также от стадии производства по уголовному делу.
Особую актуальность в настоящее время получила мера пресечения в виде домашнего ареста, которую всё чаще применяют судьи. Она является более гуманной, чем заключение под стражу, исходя из условий, в которых находится человек в период уголовного преследования.
Так, в прошедшем году следователи 70 раз обращались в суды с ходатайствами об избрании подозреваемым и обвиняемым домашнего ареста, удовлетворено 66 таких ходатайств. В 2019 г. из 62 ходатайств удовлетворено 58.
В 2018 году в уголовно-процессуальное законодательство введена новая мера пресечения для подозреваемых и обвиняемых — запрет на определенные действия. Это менее строгая мера пресечения, чем заключение под стражу и даже домашний арест. Между тем и она связана с серьезным ограничением личной свободы и поэтому должна применяться только в тех случаях, когда стоящие задачи не могут быть решены путем применения иной более мягкой меры пресечения.
— Давайте перейдём к гражданским делам. Их количество также снизилось?
— Нет, там как раз обратная ситуация. Если в прошлом году судами области окончено производством 146 999 гражданских дел, то в 2019 году их было меньше – 136 063. Таким образом, количество таких дел увеличилось на 8%.
Увеличение произошло за счет споров, возникающих из семейных отношений (рост более чем на треть), исков о взыскании сумм по договору займа, кредитному договору (на 17,7%), а также возмещении ущерба от ДТП (на 2,1%).
Из числа вынесенных решений районными судами было удовлетворено 10 489 исков. Мировыми судьями — 128 160 исков или 99,8% от общего количества рассмотренных дел. Это значит, что в подавляющем большинстве суд поддержал граждан, обратившихся за защитой нарушенных прав.
В 2020 году в апелляционном порядке было обжаловано в общей сложности 1463 решений судов районного звена по гражданским делам.
Стабильность судебных решений к числу рассмотренных по области составила 99,7%. Это хороший показатель качества работы судов районного звена и мировых судей.
— Каковы итоги работы судов области в части рассмотрения административных дел и дел об административных правонарушениях?
— В 2020 году судами региона было рассмотрено 57 693 административных дел и 78 751 дело об административных правонарушениях. К различным видам наказания подвергнуто 63 475 граждан. Самой распространенной мерой стал штраф. Общая сумма назначенных судами штрафов превысила 244 млн рублей.
Говоря о структуре административно-правовых споров, рассмотренных Пензенским областным судом в качестве первой инстанции, стоит отметить, что наибольше число дел было связано с установлением рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (247 дел), а также оспариванием нормативных правовых актов органов государственной власти и муниципальных образований (15 дел).
Хочу также отметить, что в Первом кассационном суде было рассмотрено 152 кассационные жалобы на решения и определения районных судов и апелляционные определения областного суда. Решения районных судов по данной категории дел кассационной инстанцией не отменялись и не изменялись.
— Сколько дел было рассмотрено в 2020 году в отношении несовершеннолетних граждан?
— Борьба с подростковой преступностью остаётся важнейшей задачей для общества. Поэтому мы всегда отдельно ведём статистику по несовершеннолетним гражданам, попавшим на скамью подсудимых.
Так, в прошлом году в суды области поступило 141 уголовное дело, фигурантами которых стали несовершеннолетние. Стоит особо почеркнуть, что количество таких уголовных дел по сравнению с 2019 годом снизилось на 18,5%.
По итогам судебных разбирательств 90 несовершеннолетних были осуждены, а 58 подростков – освобождены от уголовной ответственности.
К рассмотрению уголовных дел и материалов, где участниками производства являются несовершеннолетние, судьи относятся с особой тщательностью, проявляя гуманность. Они проводят разъяснительную работу, которая преследует цели профилактики преступлений, а не суровости назначаемого наказания.
— Отдельная тема для разговора – работа мировых судей. Нагрузка на них продолжает расти?
— Да, нагрузка на них по итогам 2020 года выросла. Сейчас на одного мирового судью приходится в среднем 229 гражданских и административных дел, что больше на 9%, чем в 2019 году. Их объем работы в прошлом году существенно увеличился, при этом стабильность судебных решений, вынесенных мировыми судьями, продолжает оставаться на высоком уровне. И это всероссийская тенденция.
В большинстве случаев при взаимодействии граждан с мировой юстицией формируется образ правосудия, доверие к суду, поэтому проблемы, с которыми сталкиваются мировые судьи не остаются без внимания всего судейского сообщества, и, в частности, высшего органа судейского сообщества — Всероссийского съезда судей. Неоднократно обсуждаемые предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О мировых судьях» буквально недавно были закреплены на законодательном уровне.
— О каких конкретно изменениях идёт речь?
— Это касается сроков полномочий. Федеральные судьи назначаются без ограничения срока полномочий, а мировые — на срок, который определяется законом субъекта Российской Федерации, но при первом назначении — не более чем на пять лет, при последующих – не менее, чем на пять лет. Получалось, что в каждом регионе эта процедура происходила по-разному.
К примеру, в Пензенской области мировые судьи назначались сначала на три года, а затем – на пять, в Республике Татарстан – первоначальное назначение составляло пять лет, последующее – десять. Различия в подходах к определению срока пребывания в должности мировых и федеральных судей приводили к нарушению принципа единства правового статуса судей, в связи с чем судейское сообщество выступило с законодательной инициативой об изменении существующего порядка переназначений мировых судей, так как он противоречил принципу независимости судей.
Сейчас закон предусматривает первоначальное назначение (избрание) судей на три года во всех субъектах Российской Федерации. Повторное назначение (избрание) ограничивается не сроком полномочий, а предельным возрастом пребывая в должности, который составляет 70 лет. Соответствующий Федеральный закон принят Государственной Думой 16 марта 2021 года и одобрен Советом Федерации 31 марта 2021 года. 5 апреля он был официально опубликован и вступит в силу по истечении 90 дней.
— В продолжение темы об изменениях в законодательстве. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в своём выступлении на совещании по итогам работы российских судов рассказал о законодательной инициативе, касающейся процедуры расследования дел о побоях, клевете и легком вреде здоровью, в том числе о домашнем насилии. Что это даст?
— Нововведение признано значительно защитить права потерпевших. На сегодняшний момент эта категория дел относится к делам частного обвинения, по ним не осуществляется дознание, все доказательства собирают потерпевшие. Как отметил Вячеслав Михайлович Лебедев, «они не наделены публичными полномочиями, в большинстве не являются профессиональными юристами, нередко находятся в зависимом положении от обвиняемого, особенно – по делам о «домашнем насилии», и исполнение обязанности по сбору доказательств для них является крайне обременительным». Верховный Суд предлагает отнести эти дела к делам частно-публичного обвинения, по которым в обязательном порядке будет проводиться предварительное расследование. Эту законодательную инициативу 6 апреля Пленум Верховного суда РФ одобрил для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
— Какие цели и задачи для судейского сообщества региона будут первостепенными в текущем году?
— Сейчас идёт активная подготовка к юбилейному Х Всероссийскому съезду судей, его планируют провести в конце года. От судей Пензенской области мы избрали семь делегатов, которые примут участие в выборах членов Совета судей РФ, Высшей квалификационной коллегии судей России, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи; обсудят вопросы дальнейшего развития судебной системы. Предстоит очень ответственная работа.
Значимость этого события не только для судебной системы, но и для всей страны неоднократно была обозначена Президентом России. Он выступает перед делегатами съезда, обозначает основные задачи, стоящие перед судебной властью. По итогам съезда выносится постановление, определяющее приоритетные направления развития судебной системы.
На современном этапе к таковым относятся обеспечение доступа граждан и организаций к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений.
— Виктор Николаевич, благодарим за интервью нашему изданию.
Подпишитесь на «Пенза-Обзор» в Telegram, Яндекс.Новости и Google News.