О Дне юриста, карьере и хобби: интервью с судьей Пензенского областного суда Алексеем Овчаренко

В преддверии Дня юриста на вопросы издания «Пенза-Обзор» ответил председатель квалификационной коллеги судей региона, судья Пензенского областного суда Алексей Овчаренко.

— Алексей Николаевич, здравствуйте! Что для вас День юриста?

— Хотел бы начать с того, что у судей нет своего профессионального праздника как, например, у сотрудников полиции и прокуратуры. Поэтому День юриста для нас – красный день в календаре, который мы отмечаем с другими многочисленными представителями юридического сообщества.

Для нас он, в хорошем смысле, тихий и незаметный, на ногах, в работе. Тем не менее, в этот день мы, конечно же, друг друга поздравляем. Правда, с учетом нашей занятости, не всегда удается проводить торжественные мероприятия.

Я считаю, что День юриста – отличная  возможность напомнить себе, кем ты являешься, вспомнить про коллег, пожелать им успехов и зарядить себя положительной энергией для плодотворной работы.

— Каждый из нас в детстве мечтал связать себя с определенной профессией. А кем вы хотели стать?

— Сейчас, конечно, сложно вспомнить, кем я хотел быть в детстве, но могу сказать, к чему меня всегда тянуло.

Я очень любил географию, причем еще до учебы в школе. Я прекрасно знал физическую и политическую карты мира. Помню, как я раскладывал их на полу и просил своих родителей прочитать названия столиц государств или географических объектов. Еще одной мечтой детства были путешествия.

Поэтому, если говорить о трудовой деятельности, больше всего к моим увлечениям в детстве, подойдет, наверно, профессия моряка дальнего плавания.

— Юношеские годы – время определяться. Легко получилось выбрать именно юридическую стезю?

— В юношеские годы меня очень сильно интересовала история. Это был мой любимый предмет в школе наряду с обществознанием. Уже тогда я понял, что у меня гуманитарный склад ума. Поэтому в старших классах, с учетом моих интересов, я пришел к выводу, что нужно пойти именно по юридической стезе.

Это было обдуманное решение, которое, к слову сказать, всецело поддержала моя семья. Вскоре я поступил в Саратовскую академию права.

— А когда пришло понимание, что именно профессия судьи станет частью вашей жизни?

— Оно пришло не сразу. Я учился на судебно-прокурорском факультете, который был позже преобразован в институт прокуратуры. Меня привлекала криминалистика, уголовный процесс.

Я предполагал, что в будущем, вполне возможно, буду работать следователем в прокуратуре. Более того, было желание работать в природоохранной прокуратуре, поскольку моя дипломная работа была посвящена именно расследованию экологических преступлений.

Для меня тогда профессия судьи казалась недосягаемой, потому что это были авторитетные и уважаемые люди, достигшие вершины юридической карьеры. Поэтому такой цели после получения диплома перед собой я не ставил.

Как я уже сказал, себя я видел сотрудником прокуратуры, но из-за отсутствия на тот момент вакантных мест, устроился судебным приставом-исполнителем.

За достаточно короткий срок мои труды заметили и пригласили на работу в аппарат управления юстиции по Пензенской области. В мои должностные обязанности, прежде всего, входило представление интересов управления в судах по делам, связанным с оспариванием действий судебных приставов и возмещением причиненного ими вреда.

Однако даже тогда я не ставил для себя цель стать судьей, хотя уже был знаком с их работой в качестве участника судебных заседаний.

В 2003 году председатель Ленинского районного суда Светлана Яковлевна Ковтун предложила мне перейти в судебную систему в тот момент, когда активно шел процесс формирования коллектива. Тогда я занял должность помощника судьи и только начал задумываться о карьере служителя Фемиды.

— Сложный путь пришлось пройти до заветной цели?

— Я скажу так – путь этот был нелегким. Скажу больше – он в принципе не может быть легким, потому что нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Кроме этого, работа помощником судьи в центральном районном суде подразумевала высокую служебную нагрузку.

Для достижения цели требовалось усердие, старание, ответственность и, еще раз повторюсь, профессиональный рост. Я этот путь прошел.

Стоит сказать, что, став помощником судьи, я столкнулся с совершенно иными категориями дел. Кроме этого, пришлось пополнять багаж знаний по судебному делопроизводству, разным отраслям права, судебной практике и т.д.

Отдельно стоит сказать про режим работы. Он не сильно отличается от графика самого судьи. Нередко приходилось трудиться до позднего вечера, в выходные дни.

— Помните свое первое дело?  С чем оно было связано?

— Первое мое дело, к сожалению, вспомнить не смогу, однако в начале моей судейской карьеры были процессы, которые действительно отложились в памяти.

В частности, было несколько дел, в рамках которых граждане требовали признать дома, расположенные в черте города на садовых и дачных участках, соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Ответчиком выступала администрация города Пензы.

По большому счету, эти дела были связаны с возможностью граждан зарегистрироваться по месту жительства в этих домах.

Однако судебной практики, включая решения вышестоящих инстанций, по таким делам на тот момент не было. Не имелось и законодательной базы, которая бы однозначно регулировала указанные вопросы.

По данным делам пришлось системно толковать нормы жилищного, земельного, градостроительного законодательства. Я как молодой судья чувствовал большой уровень ответственности и принял решение удовлетворить иски к мэрии.

Стоит сказать, что практика потом складывалась неоднозначно по подобным делам. Но через несколько лет Конституционный суд подтвердил правомерность указанных требований граждан.

— Расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день?

— Трудно сделать так, чтобы каждый день шел по определённому распорядку, потому что появляются какие-то срочные дела.

Но, тем не менее, обычный рабочий день судьи включает в себя изучение дел, законодательства, участие в судебных заседаниях.

Часто обеденный перерыв у судьи смещается или вообще отсутствует, потому что приходится в это время выполнять свою работу. Бывает, что работа продолжается и в выходной день.

Если говорить конкретно про меня, коррективы в мой график вносит также нахождение на посту председателя квалификационной коллегии судей Пензенской области.

Объем работы на данной должности достаточно большой. Мне приходится изучать документы кандидатов на вакантные судейские должности, жалобы, поступающие на судей, а также готовить вопросы, вынесенные на повестку очередного заседания. Кстати, собирается коллегия ежемесячно.

Таким образом, если подытожить, в течение дня нередко приходится подстраиваться под новые задачи.

— Я думаю, вы со мной согласитесь, что отправление правосудия – работа, которая порой вызывает сильные чувства, может быть даже, переживания. Часто в своей практике приходится пропускать через себя эмоции участников процесса? Помогает это, или, наоборот, мешает при принятии решения?

— Люди приходят в суд со своими проблемами, которые затрагивают их права, законные интересы, свободы. И, как правило, участники процесса волнуются, бывают эмоциональными.

Я, как и любой нормальный человек, сопереживаю, но эти эмоции не влияют на мое решение по делу. Однако это не значит, что мы, судьи, бездушные. Мы не роботы и понимаем, какие чувства испытывают люди.

Убежден в том, что отправление правосудия под влиянием эмоций просто неприемлемо. Прежде всего, мы должны руководствоваться законом, доказательственной базой, правовыми позициями вышестоящих судебных инстанций.

Я работаю в административной коллегии. В Кодексе административного судопроизводства РФ, которым мы, в частности, руководствуемся в своей работе, есть статья 9. Она требует от нас обеспечить законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел.

Справедливость, как понимаем это мы, судьи-административисты, заключается в восстановлении нарушенных прав и свобод, обеспечении баланса между частными и публичными интересами. В каждом споре этот баланс приходится искать.

— Алексей Николаевич, точно знаю, что вы входите в сборную команду судей Пензенской области по мини-футболу. Как к этому пришли?

— Нашей футбольной команде в этом году исполнилось десять лет. Она была создана в 2012 году. У истоков ее создания стоял бывший судья Пензенского областного суда, ныне судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Виктор Максимович Рыжов.

В 2012 году нам пришло приглашение от коллег из Башкортостана принять участие в очередном чемпионате по мини-футболу среди судей Приволжского федерального округа. Было принято решение руководством областного суда о том, что предложение коллег нужно поддержать и в свободное от работы время участвовать в соревнованиях.

И хотя у пензенского правосудия женское лицо, тем не менее, мы собрали нашу мужскую команду и приступили к тренировкам.

Конечно, в детстве каждый из нас однозначно играл в футбол, но среди нас не было людей, которые когда-либо занимались данным видом спорта профессионально.

Однако за эти годы мы реально увлеклись мини-футболом. Стараемся, в этой связи, тренироваться по два раза в неделю по два часа.

Могу с уверенностью сказать, что сейчас  и я, и мои коллеги уже не представляем своей жизни без этой игры.

Во-первых, когда мы ходим на тренировку, избавляемся от негативных эмоций, получаем «хороший» адреналин.

Во-вторых, любому мужчине важно периодически погружать себя в условия спортивной, физической борьбы, работать в команде.

Наш коллектив ежегодно принимает участие в чемпионатах среди судей. В этом году мы побывали в Нижнем Новгороде.

Также мы участвуем в областном турнире среди правоохранительных органов, посвящённом памяти ветеранов боевых действий. Кроме этого, не раз участвовали в городских спартакиадах трудовых коллективов.

— В таком плотном графике остается ли у вас время на семью, отдых и хобби?

— Времени на это, конечно, очень мало. Поэтому такие возможности открываются поздним вечером, в один из выходных дней или в отпуске.

Например, во время отпуска я стараюсь менять обстановку и куда-нибудь уезжать. Люблю путешествовать по России.

Со студенческих времен люблю рок-музыку. Иногда удается вместе с друзьями посещать концерты.

Если говорить о хобби, несколько лет назад из СМИ узнал, что в России издревле клеймились кирпичи. Это тема меня заинтересовала, и я ей увлекся.

Оказалось, что эти кирпичи, в буквальном смысле, лежат под ногами. В том числе и в Пензе, где было очень развито их производство.

Клеймо на кирпиче состояло, как правило, из инициалов изготовителя. В те времена это было колоссальным средством рекламы. Качественный кирпич узнавали именно по клейму.

— Что бы вы хотели пожелать вашим коллегам-судьям и всем тем, кто считает День юриста своим профессиональным праздником?

— Хочется пожелать всем коллегам в этот день здоровья, счастья, стабильности и мирного неба над головой. А в профессиональном плане – ставить для себя цели, достигать их и постоянно повышать свой уровень знаний и умений, ведь профессия юриста требует ежедневной работы над собой.

— Алексей Николаевич, благодарим за интервью нашему изданию. Поздравляем вас с Днем юриста и желаем дальнейших успехов в должности судьи Пензенского областного суда.

+1
6
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Оставить комментарий

Подпишитесь на «Пенза-Обзор» в Telegram, Яндекс.Новости и Google News.

Добавить комментарий